Изображения

Обычная версия

В Иркутске на семинаре Росавтодора обсудили вопросы отраслевого ценообразования и сметного нормирования

20 августа 2021, 15:03

Вопросы ценообразования и сметного нормирования – чрезвычайно острые и актуальные для дорожной отрасли. В своём приветственном слове Сергей Тен отметил, что необоснованный рост цен на рынке строительных материалов препятствует эффективному расходованию бюджетных средств. Нынешние методики по разработке и применению нормативов накладных расходов, а также сметных норм не совсем достоверно учитывают существующие реалии и негативно сказываются на работе подрядчиков.

«На дорогах разного значения при одной нормативной базе (в том числе и сметной) предъявляются разные требования к выполняемым работам. Как результат, оплачиваются объёмы, а не качество. У подрядной организации фактически нет мотивации к повышению показателей качества своей работы. При этом снижается качество и проектно-сметной документации», – подчеркнул депутат Госдумы.

По словам министра транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области Максима Лобанова, действующая система ценообразования в строительной отрасли кардинально отличается от европейских практик. «Она имеет как свои плюсы, так и минусы. И я бы хотел сказать, что если взять конкретно наш регион – Иркутскую область – то его площадь не позволяет усреднить все показатели нормативов из-за масштабов территории. Именно поэтому большой плюс, что мы уже внедрили деление на ценовые зоны. Так, сегодня в нашем субъекте действуют шесть ценовых зон», – добавил Максим Лобанов.

Фактические затраты на строительство и реконструкцию, капремонт и ремонт объектов дорожного хозяйства превышают стоимости работ в ценах соответствующих лет, рассчитанных на основании проектно-сметной документации – констатировали многие участники дискуссии. Для решения подобных проблем Федеральное дорожное агентство активно взаимодействует с Минстроем России, ФАУ «Главгосэкспертиза России» и ФАУ «РОСДОРНИИ», учитываются и мнения, предложения ведущих экспертов отрасли.

Так, Росавтодор участвует в актуализации федеральной сметно-нормативной базы (ФСНБ) в части отраслевых сметных нормативов, разработке индексов изменения сметной стоимости строительно-монтажных работ. Благодаря изменениям в ФСНБ-2020 в среднем на 35 % были увеличены затраты на эксплуатацию машин и механизмов. Это, в свою очередь, решило проблему занижения данных затрат, а также позволило актуализировать единичные расценки по 239 видам работ в федеральной сметно-нормативной базе. Кроме того, проводится работа по разработке 71 сметного норматива.

В своём выступлении начальник отдела методологии ценообразования Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Александра Зайцева акцентировала внимание слушателей на то, что в 2021 году совместно с ФАУ «Главгосэкспертиза России» была проведена огромная работа по актуализации норматива накладных расходов в дорожной отрасли. Сбор необходимых данных осуществлялся при сотрудничестве с шестью крупными подрядными организациями строительного комплекса. Данная работа также признана успешной с точки зрения актуализации нормативов, и в ближайшее время изменения в методику с откорректированными нормативами вступят в силу.

Другими ключевыми темами семинара стали мониторинг изменений стоимости строительных ресурсов и возникающие в связи с этим проблемы. Свои варианты решений озвучили спикеры от Минстроя России, ГК «Автодор», Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ». Был проведён подробный обзор основных нормативно-правовых документов, которые регулируют ценообразование и сметное нормирование, и разъяснены актуальные изменения в этих документах.

Особое внимание участники семинара уделили развитию Государственной информационной системы ценообразования в строительстве (ФГИС ЦС) и переходу в 2022 году на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости работ, а также новому конъюнктурному анализу стоимости прочих затрат и конкретных ресурсов.

«Можно констатировать, что в ходе диалога и дискуссий мы детально проработали основные вопросы, которые касаются системы ценообразования. Осветили работу и планы Федерального дорожного агентства, фактическую ситуацию, что уже сделано, – резюмировал начальник Управления научно-технических исследований, информационных технологий и хозяйственного обеспечения Росавтодора Олег Ступников. – Получили полезную информацию от проектных и строительных организаций об особенностях, имеющихся у них в работе. Ряд предложений требует доработки и обоснования, которому надо уделять особое внимание, потому что без соответствующих обоснований движение вперёд будет затруднено».