Изображения

Обычная версия

Об утверждении Положения о порядке и формах осуществления финансового контроля в федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Федеральному дорожному агентству в 2009-2011 гг

24 августа 2009, 00:00

Скачать (pdf, 422 KB)

В соответствии со статьями 158, 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 5.5. Положения о Федеральном дорожном агентстве, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г № 374, в целях повышения эффективности расходования средств федерального бюджета:

1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке и формах осуществления финансового контроля в федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Федеральному дорожному агентству.

2. Назначить Финансовое управление (Т.А. Галкина) ответственным за организацию ведомственного финансового контроля.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя Федерального дорожного агентства И.С. Алафинова.

УТВЕРЖДЕНО:
распоряжением Федерального
дорожного агентства

Положение о порядке и формах осуществления финансового контроля в федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Федеральному дорожному агентству в 2009-2011 гг

Настоящее Положение разработано в соответствии с Бюджетным кодексом- Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, № 31, ст. 3823; 2000, № 32, ст. 3339; 2002, № 22, ст. 2026; 2004, № 34, ст. 3535; 2005, № 52, ст. 5572; 2006, № 45, ст. 4627, № 50, ст. 5279; 2007, № 1, ст. 28; № 18, ст. 2117; № 31, ст. 4009), Положением о Федеральном дорожном агентстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 23 июля 2004 г. № 374 (Собрание законодательства Российской Федерации, 20 04, № 31, ст. 3264; 2006, № 16, ст. 1747; № 37, ст. 3880; 2008, № 8, ст. 740), и определяет порядок и формы осуществления Федеральным дорожным агентством ведомственного финансового контроля на всех стадиях бюджетного процесса.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Основными задачами осуществления финансового контроля в федеральных государственных учреждениях и федеральных государственных унитарных предприятиях, подведомственных Федеральному дорожному агентству (далее - ведомственного финансового контроля^вляются:

1.1.1. Контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета, выделенных подведомственным федеральным государственным учреждениям - получателям бюджетных средств, в соответствии с утвержденными бюджетными ассигнованиями, лимитами бюджетных обязательств и федеральными целевыми программами.

1.1.2. Контроль за подведомственными федеральными государственными учреждениями - администраторами доходов бюджета, по осуществлению ими функций администрирования доходов.

1.1.3. Контроль за соблюдением финансовой дисциплины федеральными государственными учреждениями и федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному дорожному агентству.

1.1.4. Контроль за осуществлением мер по устранению выявленных нарушений по результатам проверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественного комплекса подведомственных организаций.

1.1.5. Финансовая экспертиза проектов документов, предусматривающих изменение объемов ассигнований федерального бюджета или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета.

1.1.6. Анализ отклонений от установленных показателей утвержденного бюджета, подготовка предложении по их устранению и совершенствованию бюджетного процесса.

1.1.7. Регулярное представление руководству Федерального дорожного агентства информации о ходе исполнения назначений федерального бюджета и о результатах проводимых контрольных мероприятий.

1.1.8. Контроль за наличием и структурой дебиторской и кредиторской задолженности.

1.1.9. Контроль за исполнением обязательств по государственным контрактам, в том числе за начислением и взысканием в федеральный бюджет штрафных санкций за несоблюдение принятых обязательств по контрактам.

1.1.10. Анализ и контроль соответствия данных оперативного (управленческого) учета данным бухгалтерского учета.

1.2. Формы осуществления ведомственного финансового контроля:

Ведомственный финансовый контроль осуществляется Федеральным дорожным агентством в следующих формах:

1.2.1. Предварительный контроль-- контроль, осуществляемый в ходе обсуждения и утверждения проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период и иных проектов правовых актов по бюджетно-финансовым вопросам.

1.2.2. Текущий контроль - контроль, осуществляемый в процессе исполнения федерального бюджета и выполнения отдельных операций по финансированию целевых программ и других финансовых операций.

1.2.3. Последующий контроль - контроль, осуществляемый в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному дорожному агентству и осуществления экономического анализа деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному дорожному агентству.

1.2.4. Проверки - контрольные мероприятия, проводимые согласно утвержденным планам Федерального дорожного агентства и осуществляемые в следующих формах:

- комплексные проверки финансовой и хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений, подведомственных Федеральному дорожному агентству;

- тематические проверки финансовой и хозяйственной деятельности, периодической бухгалтерской и статистической отчетности федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному дорожному агентству.

Руководитель Федерального дорожного агентства вправе назначить внеплановые проверки финансовой и хозяйственной деятельности федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному дорожному агентству^ и мониторинг организации и качества выполнения работ.

Раздел П. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ДОРОЖНОГО АГЕНТСТВА ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЕДОМСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

2. Функции Федерального дорожного агентства как главного распорядителя бюджетных средств.

2.1. Федеральное дорожное агентство - как главный распорядитель бюджетных средств осуществляет ведомственный финансовый контроль за операциями со средствами федерального бюджета, а также за соблюдением бюджетополучателями условий, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации, в формах предварительного, текущего и последующего контроля.

При организации ведомственного финансового контроля за использованием бюджетных средств Федеральное дорожное агентство осуществляет:

- контроль за правомерным, целевым и эффективным использованием средств федерального бюджета;

- контроль за своевременным поступлением в федеральный бюджет доходов, администрируемых Федеральным дорожным агентством, в соответствии с доведенными до подведомственных бюджетных учреждений заданиями по сбору доходов от эксплуатации и использования имущества автомобильных дорог, находящихся в федеральной собственности;

- контроль за своевременным исполнением расходных статей федерального бюджета по объемам, структуре и целевому назначению;

- экономический анализ деятельности федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному дорожному агентству.

2.1.1 Предварительный контроль осуществляют Управление экономики и планирования, Управление строительства и проектирования автомобильных дорог, Управление эксплуатации и сохранности автомобильных дорог, Управление платных автомобильных дорог и инвестиционных проектов, которые контролируют соответствие показателей утвержденной в установленном порядке проектной документации показателям программы дорожных работ по каждому проекту.

В рамках предварительного контроля Финансовое управление проверяет соответствие указанных в проектах государственных контрактов объемов бюджетных ассигнований, выделяемых для закупки товаров, выполнения работ и оказания услуг для нужд Федерального дорожного агентства, утвержденным планам (программам) таких закупок.
2.1.2. Текущий контроль осуществляет Финансовое управлние, которое контролирует обоснованность перечисления бюджетных средств для текущего финансирования.

Текущий контроль за соблюдением условий государственных контрактов осуществляется управлениями Федерального дорожного агентства -заказчиками по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Федерального дорожного агентства. По государственным контрактам, заказчиками по которым являются подведомственные бюджетные учреждения - управления Федерального дорожного агентства, ответственные за направление расходования средств.

В ходе текущего контроля за соблюдением условий государственных контрактов, управления Федерального дорожного агентства - заказчики по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Федерального дорожного агентства, проверяют соответствие фактически поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, сроков их исполнения, а также представленных отчетных документов условиям соответствующих государственных контрактов. При выявлении управлениями Федерального дорожного агентства - заказчиками по государственным контрактам на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Федерального дорожного агентства фактов нарушения исполнителями работ (услуг и т.д.) условий государственных контрактов, данными управлениями, в Порядке ведения претензионно - исковой работы в Федеральном дорожном агентстве, проводятся мероприятия, направленные на восстановление нарушенных прав Федерального дорожного агентства, устранение выявленных нарушений, взыскание с исполнителей по государственным контрактам штрафных санкций, предусмотренных условиями заключенных государственных контрактов, а также осуществляется контроль за уплатой штрафных санкций в установленные сроки в доход федерального бюджета.

В ходе текущего контроля Финансовым управлением проверяется соответствие стоимости поставленных товаров, выполненных работ и оказанных услуг, а также порядок и условия их оплаты условиям государственных контрактов, включая целевой характер, эффективность и правомерность использования бюджетных средств.

2.1.3 Последующий контроль осуществляет Финансовое управление, которое контролирует состояние бухгалтерского учета и использование бюджетных средств в ходе исполнения федерального бюджета федеральными государственными учреждениями, подведомственными Федеральному дорожному агентству.

2.1.4. Проведение предварительного, текущего и последующего контроля подтверждается визами соответствующих начальников управлений Федерального дорожного агентства на проектах государственных контрактов и актах сдачи - приемки выполненных работ, а также подписью начальника управления Федерального дорожного агентства - заказчика по государственному контракту на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для нужд Федерального дорожного агентства.

2.1.5. Документальные проверки организовывает Финансовое управление Федерального дорожного агентства и осуществляют специалисты ФГУ «Росдортехнология». В зависимости от утвержденного плана проверки (технического задания) и, в случае необходимости, (по поручению руководителя Федерального дорожного агентства) в проверках принимают участие специалисты управлений Федерального дорожного агентства и подведомственных ему учреждений.

В ходе контрольных мероприятий проверяются первичные документы на предмет правомерного, целевого и эффективного использования средств федерального бюджета, осуществляется мониторинг качества строительства, реконструкции, ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения и искусственных сооружений на них, мониторинг качества дорожно-строительных материалов, изделий и конструкций, лабораторного обеспечения дорожно-строительных и мостовых работ.

2.1.6. Для осуществления контроля за правомерным, целевым и эффективным использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств, направляемых из федерального бюджета в соответствии с законодательством Российской Федерации на финансирование расходов дорожного хозяйства, Федеральным дорожным агентством, обеспечивается подготовка и представление отчетности по установленным формам в Счетную палату Российской Федерации, Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральную службу государственной статистики.

2.2. Управление имущества и правового обеспечения совместно с Финансовым управлением осуществляют экономический анализ деятельности подведомственных федеральных государственных унитарных предприятий и утверждают экономические показатели их деятельности.

Раздел III. ПОРЯДОК ОРГАНИЗАЦИИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОВЕРОК

3.1. Порядок организации проверок.

3.1.1. Организацию проверок, рассмотрение их итогов и контроль за устранением нарушений, выявленных в ходе проверок, осуществляет Финансовое управление.

3.1.2. Проверки финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Федеральному дорожному агентству организаций проводятся на основе годового графика проведения проверок, утверждаемого руководителем Федерального дорожного агентства.

3.1.3. При составлении графика следует руководствоваться установленной периодичностью проверок (не реже одного раза в год). Планом проверки (техническим заданием) предусматривается проверка хода устранения нарушений и недостатков, отмеченных в акте предыдущей проверки. При необходимости проводятся внеплановые проверки.

3.1.4. При проведении проверок для каждого объекта контроля формируется состав проверяющей группы, программа проверки (техническое задание).

По внеплановым проверкам состав комиссии и ее руководитель, проверяемый период, а также сроки проведения проверки определяются распоряжением (приказом) руководителя Федерального дорожного агентства, а по проверкам, выполняемым в соответствии с графиком - приказами ФГУ «Росдортехнология» и его филиалов и представлением информации в Финансовое управление Федерального дорожного агентства о составе комиссии и программе проверки.

В состав проверяющей группы, кроме специалистов ФГУ «Росдортехнология», могут входить специалисты Федерального дорожного агентства и его подведомственных организаций. В этом случае состав группы и программа проверки утверждается руководителем Федерального дорожного агентства.

Руководитель группы назначается из специалистов ФГУ «Росдортехнология».

3.1.5. Сроки проведения проверок, а также состав групп определяются с учетом объема и особенностей деятельности проверяемых федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, подведомственных Федеральному дорожному агентству.

3.1.6. Проверка проводится за период деятельности организации, следующий за периодом предыдущей проверки и до начала месяца, в котором проводится данная проверка. При необходимости, или при наличии требования правоохранительных органов, или представления Счетной палаты Российской Федерации проверка может проводиться за более длительный период.

3.1.7. Руководитель проверяющей группы до начала проверки разрабатывает программу (техническое задание), предусматривающую перечень направлений, подлежащих проверке.

3.2. Проведение проверок

3.2.1. Проведение проверки начинается с предъявления руководителем группы своих полномочий руководителю проверяемого федерального государственного учреждения или федерального государственного унитарного предприятия, подведомственных Федеральному дорожному агентству, представления членов группы проверки.

3.2.2. Проверка финансово-хозяйственной деятельности подведомственных Федеральному дорожному агентству организаций проводится путем:

- осуществления проверки по форме и содержанию учредительных, регистрационных, плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов в целях установления законности и правильности произведенных операций;

- осуществления проверки фактического соответствия совершенных операций данным первичных документов, в том числе по фактам получения и выдачи указанных в них денежных средств и материальных ценностей, фактически выполненных работ, оказанных услуг;

организации процедуры фактического контроля за наличием и движением материальных ценностей и денежных средств, правильностью формирования затрат, полнотой оприходования продукции, достоверностью объемов выполненных работ и оказанных услуг, в том числе с привлечением в установленном порядке специалистов других организаций, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей путем организации проведения инвентаризаций (если это предусмотрено программой проверки), обследований, контрольного внедрения запусков сырья и материалов в производство, контрольных анализов сырья, материалов, контрольных обмеров выполненных объемов работ, экспертиз;

- осуществления проверки достоверности отражения произведенных операций в бухгалтерском учете и отчетности, в том числе соблюдения установленного порядка ведения учета, сопоставления записей в регистрах бухгалтерского учета с данными первичных документов, со поставления показателей отчетности с данными бухгалтерского учета, проверки первичных документов.

3.2.3. Руководители проверяемых организаций обязаны создавать надлежащие условия для проведения проверок: предоставлять необходимое помещение, оргтехнику, услуги связи, автомобильный транспорт, обеспечивать доступ к необходимым в ходе проверки документам.

В отдельных случаях проверка может осуществляться на рабочих местах - в Финансовом управлении Федерального дорожного агентства, с передачей от проверяемого федерального государственного учреждения или федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Федеральному дорожному агентству, документов по описи или акту приема-передачи.

3.2.4. Проведение контрольных мероприятий осуществляется в присутствии материально ответственных лиц (при проведении выборочной или сплошной инвентаризации) или лиц, представляющих интересы проверяемого федерального государственного учреждения или федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Федеральному дорожному агентству.

3.2.5. Проверка первичных документов и записей в учетных регистрах может проводиться согласно программе проверки сплошным (кассовые и банковские операции, расчеты с подотчетными лицами и другие операции, указанные в программе) и выборочным методом.

При установлении выборочной проверкой нарушений или злоупотреблений, специалисты проверяющей группы обязаны провести проверку на данном участке сплошным методом.

3.2.6. При выявлении нарушений проверяющие получают от должностных лиц проверяемой организации копии документов, заверенные руководителем или главным бухгалтером этой организации, или выписки из документов, относящихся к выявленным фактам нарушений (счета, ведомости, ордера, поручения, чеки, приказы и т.д.), либо справки, составленные на основании имеющихся документов, а также письменные объяснения должностных лиц, допустивших нарушения.

3.3. Оформление результатов проверок

3.3.1. Результаты проверки оформляются отчетом о проверке, который подписывается руководителем и членами проверяющей группы, а также руководителем и главным бухгалтером проверяемого федерального государственного учреждения или федерального государственного унитарного предприятия, подведомственного Федеральному дорожному агентству. Один экземпляр оформленного отчета о проверке, подписанный руководителем группы проверки, вручается руководителю проверяемой организации или лицу, им уполномоченному, под подпись в получении с указанием даты получения.

Выявленные в ходе проверки нарушения и недостатки должны быть отражены в отчете с приложением документов или их копий, свидетельствующих о фактах нарушений действующего законодательства.

В отчете указывается, за какой период проведена проверка и какие документы подвергнуты сплошной и выборочной проверке.

Результаты в отчете излагаются только на основе проверенных данных и фактов, вытекающих из документов и материалов. По просьбе руководителя (или) главного бухгалтера проверяемой организации по согласованию с руководителем проверяющей группы может быть установлен срок до одного рабочего дня, отведенного для ознакомления с отчетом проверки и его подписания.

При наличии возражений или замечаний по отчету подписывающие его должностные лица проверяемой организации делают об этом ссылку перед своей подписью и одновременно представляют руководителю проверяющей группы п исьменные возражения или замечания, которые приобщаются к материалам проверки и являются их неотъемлемой частью.

Руководитель проверяющей группы в срок до 5 рабочих дней обязан проверить обоснованность изложенных возражений или замечаний и дать по ним письменные заключения, которые направляются в проверяемую организацию и приобщаются к материалам проверки.

В случае отказа должностных лиц проверяемой организации подписать или получить отчет о проверке руководитель проверяющей группы в конце отчета производит запись об их отказе в получении отчета, ознакомлении с отчетом и его подписании.

В этом случае отчет о проверке может быть направлен в адрес проверенной организации по почте или иным способом, с уведомлением о дате его получения. При этом к экземпляру отчета, находящемуся на хранении в Финансовом управлении, прилагаются документы, подтверждающие факт отправления или иного способа передачи отчета.

В случае возникновения ситуаций, не приведенных в данном Положении, работники группы проверки обязаны руководствоваться законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

3.3.2. В отчете о проверке проверяющие должны соблюдать объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты проверки излагаются на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в проверяемых организациях документами, результатами произведенных встречных проверок, заключений специалистов и экспертов, объяснений
должностных и материально-ответственных лиц.

Описание фактов нарушений, выявленных в ходе проверки, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или отдельные нормы бюджетного законодательства нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений. В отчете о проверке не допускается включение различного рода выводов, предположений и фактов, не подтвержденных документами или результатами проверок, сведений из материалов правоохранительных органов и ссылок на показания, данные следственным органам. В отчете о'проверке не должна даваться правовая и морально-этическая оценка действий должностных и материально-ответственных лиц проверяемой организации, запрещается квалифицировать их поступки, намерения и цели.

3.3.3. Материалы проверки состоят из отчета о проверке и надлежаще оформленных приложений к нему, на которые имеются ссылки в отчете о проверке (документы, копии документов, сводные справки, объяснения должностных и материально-ответственных лиц и другие).

Материалы проверки представляются в Финансовое управление в срок не позднее 10 рабочих дней после их подписания в проверяемой организации.

Финансовое управление по представленным материалам проверки в срок не более 10 календарных дней определяет порядок их рассмотрения.

3.3.4. На основе материалов проверки руководителями проверяемых организаций принимаются необходимые меры по устранению выявленных нарушений:

- в пятидневный срок после подписания отчета о проверке - представление в адреса Финансового управления Федерального дорожного агентства и ФГУ «Росдортехнология» мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки нарушений;

- в месячный срок после утверждения плана мероприятий по устранению выявленных в ходе проверки нарушений - представление в адрес Финансового управления Федерального дорожного агентства и ФГУ «Росдортехнология» сведений об их фактическом устранении.

3.3.5. О результатах проведенной проверки Финансовое управление информирует заместителя руководителя Федерального дорожного агентства,курирующего вопросы, рассмотренные в ходе проверки, который принимает решение о необходимости рассмотрения данных материалов на заседаниях Контрольной комиссии Федерального дорожного агентства.

3.3.6. По результатам рассмотрения материалов, представленных ФГУ «Росдортехнология» и заслушивания руководителя подведомственного учреждения, в котором была проведена проверка, Контрольная комиссия, в случае установления документально подтвержденных фактов нарушения действующего законодательства} принимает решение о необходимости направления документов в Федеральную службу финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор).

3.3.7. В случае подтверждения Росфиннадзором фактов нарушения федеральными бюджетными учреждениями или федеральными государственными унитарными предприятиями, подведомственными Федеральному дорожному агентству, норм бюджетного законодательства, руководитель Федерального дорожного агентства дает указание соответствующему структурному подразделению о направлении материалов проверки с приложением представления Росфиннадзора в правоохранительные органы.

3.3.8. Финансовое управление обеспечивает контроль за ходом выполнения вышеуказанных решений.

Раздел IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

4.1. Устранение нарушений, выявленных в ходе проведения проверок.

Указание (поручение, приказ, распоряжение и др.) руководителя Федерального дорожного агентства по устранению нарушений и недостатков, изложенных в отчете о проверке, данное на основании решения Контрольной комиссии, подлежит обязательному исполнению руководителями федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятиятий в полном объеме и в установленные сроки.

4.2. Действие Положения во времени

Настоящее Положение применяется к правоотношениям, возникшим после вступления его в силу.