Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Электронная почта

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля отправлено на указанный адрес электронной почты

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль



Государственная система «Платон»: итоги пяти лет работы

Сегодня исполняется пять лет с момента запуска в России государственной системы «Платон». Взимание «покилометровой» платы с российских и иностранных грузоперевозчиков и логистических компаний, чьи «12-тонники» перевозят грузы по федеральным трассам, обеспечила дополнительное финансирование строительства, капитального ремонта и соответствующего повышения безопасности автодорог и мостовых сооружений, а также сбор фактической статистики и роста «прозрачности» рынка грузоперевозок.

Эффективность «Платона» - дороги и мосты

Все поступления с 2020-го по 2022 годы от «Платона» Росавтодор направляет на капитальный ремонт свыше 100 мостовых сооружений и 600 км загруженных федеральных трасс, которые расширят с двух до четырех полос движения. С учетом запланированных работ общий объем отремонтированных дорог за счет средств госсистемы за время работы увеличится до 3,3 тыс. км, количество мостовых сооружений превысит 130.

Капремонт с увеличением до четырех полос движения будет выполнен на 44 участках федеральных автодорог общей протяженностью 600 км, проходящих по территориям 23 регионов страны. Так, на трассах Р-404 Тюмень-Тобольск-Ханты-Мансийск и Р-351 Екатеринбург – Тюмень будет отремонтировано по 80 км, на автодорогах Р-217 «Кавказ» в Кабардино-Балкарской Республике и на Р-256 «Чуйский тракт» — по 30 км, и свыше 20 км на трассах Р-242 Пермь — Екатеринбург и Р-255 «Сибирь». Общая стоимость работ составит 79,3 млрд рублей. 

Общая протяженность капитально ремонтируемых мостовых сооружений превышает 6 км, они располагаются на федеральных трассах в 44 регионах страны. На магистралях Дальнего Востока будут восстановлены 25 мостов, на Северном Кавказе и Юге – 17 путепроводов, в Центральном федеральном округе, Сибири, Приволжье, на Северо-Западе и Урале – более чем по 10 мостов в каждом округе.  Среди крупнейших – мост через реку Ока на старом направлении трассы «Дон» в Московской области (617 м), мост через реку Зун-Мурино на трассе А-333 в Бурятии (228 м), мост через реку Кабарга на трассе А-370 «Уссури» в Приморском крае (222 м) и мост через реку Вуокса на трассе А-181 «Скандинавия» в Ленинградской области (205 м). Общая стоимость капремонта мостовых сооружений — 18,3 млрд рублей.

Капитальный ремонт мостовых сооружений и расширение дорог повышает безопасность движения в первую очередь для большегрузного транспорта, миллионов автомобилистов и грузоперевозчиков. Средняя интенсивность движения по выбранным трассам превышает 10 тысяч автомобилей в сутки, а по некоторым превышает 25 тысяч машин.

Ранее за счет дополнительного финансирования от «Платона» были построены и отремонтированы более 2 000 км проблемных дорог в 40 городах и регионах, 700 км федеральных трасс на выбранных грузоперевозчиками участках 10 автодорог и 31 мост в 20 субъектах РФ. Среди крупнейших дорожных объектов – Борский мост в Нижнем Новгороде, Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону, Затонский мост в Уфе, Белореченский мост в Краснодарском крае, мост через Волгу в подмосковной Дубне, Гоголевский путепровод в Петрозаводске, Свердловский мост в Пензе, мост через Терек в Чеченской Республике, а также важные переправы в Бурятии и Удмуртии. На сайте системы «Платон» разработан специальный раздел об отремонтированных мостах и автотрассах - dorogi.platon.ru

Распределение средств осуществляется с учетом мнения грузоперевозчиков на сайте «Дорожная инспекция ОНФ/Карта убитых дорог» — dorogi-onf.ru. Минтранс России и Общероссийский народный фронт призывают перевозчиков отмечать убитые дороги с целью повышения эффективности формирования планов ремонта на федеральных и региональных дорогах.

Дорожный фонд пополняют законопослушные грузоперевозчики и нарушители

Ежедневно все собранные средства перечисляются в полном объеме в дорожный фонд России, который за время работы госсистемы «Платон» пополнился почти на 130 млрд руб., из них более 6,6 млрд руб. – взысканные Ространснадзором штрафы с грузоперевозчиков-нарушителей.

За минувший год поступления достигли 32 млрд руб., что почти вдвое выше собранных средств за первый год работы системы.  По итогам пяти лет 88% от внесенной платы приходится на российские логистические компании, 12% - на иностранные.

Доля от общих поступлений выше в тех федеральных округах, где зарегистрировано большее количество грузовиков и протяженность федеральных трасс.

Распределение собранных средств по федеральным округам:

Центральный                                  40%

Приволжский                                  20%

Северо-Западный                          15%

Южный и Северо-Кавказский       10%

Уральский                                        7%

Сибирский                                       6%

Дальневосточный                           2%

Объем рынка грузоперевозок

Более 606 тысяч российских и иностранных грузоперевозчиков зарегистрировали 1,4 млн транспортных средств. Среди владельцев большегрузов 69% - физические лица, 23% - юрлица и 8% - индивидуальные предприниматели.

Московская область занимает первое место по количеству грузовиков и логистических компаний в системе «Платон» среди всех регионов России. В целом на Центральный федеральный округ приходится треть всех российских грузоперевозчиков (115,5 тысяч компаний и предпринимателей) и транспортных средств (315 тысяч).

ТОП-10 регионов по регистрации грузовиков

Московская область

86 681

Москва

65 837

Краснодарский край

56 073

Татарстан

50 707

Санкт-Петербург

48 319

ХМАО - Югра

34 899

Ростовская область

34 529

Самарская область

25 432

Свердловская область

25 374

Нижегородская область

22 845


ТОП-10 регионов по регистрации грузоперевозчиков

Московская область

29 321

Краснодарский край

26 102

Москва

16 703

Ростовская область

15 829

Санкт-Петербург

14 514

Республика Татарстан

14 472

Республика Дагестан

12 849

Свердловская область

10 357

Ставропольский край

9 617

Челябинская область

844

Прирост регистрации за минувший год составил 80 тыс. грузовиков, из которых по 17 тыс. приходится на Центральный и Приволжский федеральные округа, более 11 тыс. – на Урал, по 9 тыс. – на Сибирь и Северо-Западный федеральных округ. Среди регионов в лидерах по увеличению регистрации за год – Санкт-Петербург, Татарстан и Московская область. 

ТОП -10 регионов по росту регистрации грузовиков за период с 15 ноября 2019 до 15 ноября 2020

Санкт-Петербург

6500

Татарстан

5532

Московская область

4835

Челябинская область

3447

Краснодарский край

2746

Свердловская область

2485

ХМАО - Югра

2397

Москва

2346

Ростовская область

1970

Красноярский край

1849

В системе «Платон» зарегистрировано более 330 тысяч большегрузов, владельцами которых являются иностранные грузоперевозчики из 101 страны мира. В лидерах – Казахстан, Беларусь и Украина.

ТОП-10 стран-нерезидентов по количеству грузовиков

Казахстан

53 227

Беларусь

41 756

Украина

35 636

Польша

27 008

Узбекистан

23 410

Киргизия

17 344

Литва

17 185

Турция

14 921

Молдавия

10 333

Латвия

448

Порядка 60% грузовиков в системе – транспортные средства иностранных марок. При этом больше всего зарегистрировано КАМАЗов, на них приходится треть от всего автопарка «Платона». 

 ТОП-10 по маркам зарегистрированных грузовиков

КАМАЗ

30%

VOLVO

12%

DAF

10%

MAN

9%

SCANIA

8%

МАЗ

8%

MERCEDES

7%

RENAULT

4%

IVECO

2%

УРАЛ

2%

 Индекс «Платона»: от загруженности дорог до оценки влияния пандемии 

Юридически значимые данные, поступающие с 500 рамок и 100 специальных автомобилей контроля, бортовых устройств и маршрутных карт, позволяют анализировать целый ряд параметров. В частности, на основе этой информации рассчитывается интенсивность грузоперевозок по дням недели и определяются самые загруженные федеральные трассы, что позволяет более точно планировать ремонт и расширение дорог и отдельных участков магистралей.

Интенсивность пробега грузовиков по дням недели

понедельник

13,5%

вторник

14,5%

среда

15,0%

четверг

14,9%

пятница

15,3%

суббота

13,9%

воскресенье

12,9%

ТОП-10 загруженных федеральных трасс (доля по количеству грузовиков)

М-5 «Урал»

6,5%

М-7 «Волга»

5,7%

А-107 «Московское малое кольцо»

5,0%

А-108 «Московское большое кольцо»

4,7%

М-4 «Дон»

3,6%

М-2 «Крым»

3,5%

М-10 «Россия»

3,4%

М-1 «Беларусь»

2,8%

М-3 «Украина»

2,6%

М-8 «Холмогоры»

2,6%

В период пандемии коронавируса Правительство РФ, Минтранс России и Минэкономразвития анализировали экономическую активность грузоперевозчиков на основе данных госсистемы. Для этого ежедневно формируется индекс «Платона» - соотношение пробега грузовиков в 2020 году к 2019. Спад в апреле составил -19,8%, по итогам октября разница пробега сократилась до -0,9%, а в первые две недели ноября общий километраж грузовиков превысил значения прошлого года на 2%. При этом логисты (сборные грузы), ритейл, перевозчики из строительной, перерабатывающей отраслей и сельскохозяйственной отраслей - в лидерах по росту пробега, начиная с июля.

Развитие цифровой инфраструктуры 

По решению Правительства РФ до 2025 года порядка 20 тыс. км региональных дорог станут федеральными, что увеличит их протяженность почти на 40%. Равный контроль и мониторинг на переданных магистралях обеспечат 155 дополнительных рамных конструкций и запуск 30 автомобилей контроля. Помимо этого, оператор системы «Платон» разработал и успешно протестировал новое решение для машин контроля. Их сканеры и камеры фотофиксации позволяют одновременно выявлять нарушителей в обоих направлениях движения, захватывать потоки с большим количеством полос. Такая технология отвечает запросам грузоперевозчиков, которые требуют усилить контроль за нарушителями, закрывающими номера грузовиков.

Безостановочное обслуживание пользователей

В период пандемии коронавируса более 130 центров обслуживания «Платона» не останавливали работу во всех регионах, соблюдая санитарно-эпидемиологические требования. Сотрудники обеспечивали помогали регистрироваться и оформлять маршрутные карты всем пользователям. При этом изначально все сервисы системы «Платон» доступны в режиме онлайн - через личный кабинет на сайте, мобильное приложение и сеть терминалов самообслуживания.

За время работы оператор системы «РТ-Инвест Транспортные Системы» выдал грузоперевозчикам более 2,2 млн бортовых устройств. Владельцы грузовиков оформили свыше 24,6 млн маршрутных карт, почти 40% из которых приходится на зарубежных перевозчиков. Самая длинная маршрутная карта была оформлена на маршрут в 16,7 тыс. км из Орловской области до Комсомольска-на-Амуре и обратно.

Прогнозируемое изменение тарифа

Сегодня размер платы за федеральные трассы — 2,20 руб./км. Информирование о его ежегодной индексации на уровень инфляции учитывает требование грузоперевозчиков о предсказуемости тарифа. Росавтодор в июле этого года опубликовал на своём официальном сайте прогнозируемый размер платы - 2,31 руб./км. При этом фактический тариф будет размещен на сайте Федерального дорожного агентства в период с 10 по 20 января 2021 года, после публикации Росстатом индекса потребительских цен за 2020 год. Такой порядок принят Минтрансом России по итогам обсуждений с представителями ассоциаций грузоперевозчиков и грузоотправителей, а также с руководителями логистических компаний и закреплен постановлением Правительства РФ от 29 июня 2019 г. № 843.

— Разместил/а Минина Ирина 15 ноября 2020, 09:00, отредактировано 15 ноября 2020, 09:11