Авторизация

Если у вас еще нет учетной записи, зарегистрируйтесь

Электронная почта

Пароль

Забыли пароль?

Восстановление пароля

Электронная почта

Письмо с инструкцией по восстановлению пароля отправлено на указанный адрес электронной почты

Регистрация

Если у вас уже есть учетная запись, войдите

Фамилия

Имя

Отчество

Индекс

Почтовый адрес

Электронная почта

Пароль

Повторите пароль



Доклад начальника Финансово-экономического управления И.Г. Цвигун

Особенности и новации исполнения расходов федерального бюджета в 2018 году

Уважаемый Президиум, уважаемые участники заседания!

                                                                                                      

Начать хочу с новости: до конца полугодия осталось половина месяца. Исходя из основных принципов Бюджетного кодекса о равномерном исполнении бюджета в течение года, кассовое исполнение на сегодняшний день должно составлять порядка 40-45 % от годового объема ассигнований, или хотя бы от доведенных лимитов финансирования.

Однако, сегодня кассовое исполнение, даже за вычетом трансфертов субъектам Российской Федерации, исполнение по которым зависит от регионов, и строительства Крымского моста, которое находится под особо жестким контролем, составляет всего 18,3 %. Если детализировать эту цифру, то по расходам на капитальный ремонт освоение составляет 12,9 %, на ремонт с учетом ШПО – 10,5 %, содержание дорог и искусственных сооружений – 31,9 %, строительство – 15,5 %. Понятно, что есть технологические особенности дорожного хозяйства, однако, использование бюджетных средств остается на всех уровнях наиболее простым и контролируемым индикатором деятельности заказчиков и всего Росавтодора в целом, поэтому по его величине на всех уровнях судят об эффективности нашей работы. Призываю всех присутствующих еще раз проинвентаризовать выполняемые контракты, пересмотреть свои возможности, чтобы выйти на конец полугодия с уровнем исполнения бюджета не менее 40 % годового объема.

Теперь о новациях. Практически все новации в финансово – экономической сфере касаются усиления контроля и ускорения исполнения бюджета.

Одним из основных элементов этих новшеств, также как и в прошлом году, является планирование выплат из бюджета через механизмы доведения предельных объемов финансирования расходов, или как мы уже привыкли их называть «ПОФР». Цели ПОФР полезны: учесть при планировании выплат из бюджета технологические особенности отраслей, не допустить за счет заблаговременного планирования, чтобы доходы, поступающие в бюджет от налогов, лежали зарезервированными для выплат по контрактам, на которые они не нужны, и обеспечить без задержки оплату реально выполненных работ и услуг. ПОФРы доводятся Росавтодору на очередной квартал с помесячной разбивкой. Минфин и Федеральное казначейство при формировании ПОФР достаточно либеральны. Ограничения в их размерах возникают лишь в отдельных случаях, в основном, в начале года, когда поступление доходов в бюджет еще недостаточно, чтобы покрыть все потребности, или в «пиковые» периоды, когда потребность в выплатах резко возрастает. Это бывает достаточно редко.

Наша задача в рамках этого механизма в установленный срок заявить в Федеральное казначейство, сколько и когда надо зарезервировать средств. Вместе с тем сроки представления заявок весьма жесткие. Заявка на очередной квартал должна быть подана главными распорядителями средств, в том числе Росавтодором, в течение 5 рабочих дней месяца, предшествующего очередному кварталу. То есть заявка на ПОФРы на второй квартал должна быть подана до 7 марта, на третий квартал - до 7 июня, на четвертый квартал – до 7 сентября. Только в эти сроки Росавтодор может откорректировать в Минфине России свою потребность в средствах на оставшийся период года. Если допустить, что Росавтодору на свод Ваших данных, проверку и представление заявки чрез электронную систему Федерального казначейства нужен хотя бы 1 день, нетрудно определить, когда должна быть получена заявка от ФКУ.

Этот порядок действует уже третий год. И однако, до сих пор не всем ФКУ удалось наладить работу. Только 5 ФКУ:  Упрдоры «Россия», «Прикамье», «Южный Урал», «Центрдортрансбезопасность» и «Росдормониторинг», правильно планируют и подают достаточно выверенные заявки на ПОФР. Пока в текущем году они не обращались за дополнительными объемами средств.

В других подведомственных учреждениях проблемы с качеством планирования своих расходов продолжаются. Достоверность информации, представляемой в Финансово-экономическое управление для формирования сводного кассового плана, остается низкой.

Ряд ФКУ, в том числе Упрдоры «Прибайкалье», «Алтай», «Колыма», «Поволжуправтодор», ДСД «Дальний Восток», «Холмогоры», «Лена», «Сибуправтодор», «Волго-Вятскуправтодор», «Южный Байкал», «Забайкалье» практически ежемесячно, а некоторые по нескольку раз!!! в месяц, запрашивают дополнительные ПОФРы. Часть ПОФР по различным причинам зачастую остается неиспользованной. Например, на 1 июня остались неиспользованными 5,4 млрд. рублей ПОФРов, доведенных во II квартале (ФКУ Упрдор «Кавказ» - 1,4 млрд. рублей, ФКУ Упрдор «Москва-Харьков» - 104,9 млн. рублей, ФКУ «Центрдорразвития» – 59,7 млн. рублей, ФКУ Росдортехнология – 35,1 млн. рублей, ФКУ «Упрдор «Черноземье» - 35,8 млн. рублей). Из-за технических проблем с Казначейством при проведении реорганизации остались неиспользованными ПОФР в ФКУ ДСД Дальний Восток – 213,2 млн. рублей и ФКУ Упрдор «Вилюй» -57,7 млн. рублей. В связи с казначейским сопровождением объекта строительства у ФКУ Упрдор Москва-Нижний Новгород – 27,8 млн. рублей. Кроме того, на счетах получателей трансфертов остались 2,6 млрд. рублей.

Понятно, что технологические особенности объектов, условия заключенных контрактов, другие объективные обстоятельства могут потребовать внесения изменений в ПОФР. Например, у Упрдора «Тамань» такая потребность возникла при подготовке к вводу в эксплуатацию нашего «суперобъекта». Могут быть срывы сроков выполнения работ у подрядчиков. Но в большинстве случаев потребность в изменениях ПОФР предсказуема заранее, просто этот вопрос нужно держать на контроле.

Часто задается вопрос: можно ли получить от Минфина дополнительные ПОФРы сверх установленных кассовым планом на текущую дату? – Можно, но только в том случае, если в целом по Росавтодору на момент такого обращения кассовое исполнение составляет не менее 90 %, а мы такого уровня достигаем только в последнюю неделю месяца, когда уже дополнительные ПОФР не могут быть реализованы. Кроме того, для получения этих дополнительных ПОФР необходимо представить обоснование с описанием тяжелых для производственного процесса последствий отсутствия дополнительных средств. Такие обоснования учреждениями, заинтересованными в дополнительных ПОФР, как правило, не представляются.

В соответствии с положением о ПОФР сверх доведенных объемов могут быть дополнительно распределены 5 % объемов текущего месяца. Это дает порядка 2-х млрд. рублей дополнительных ПОФР ежемесячно. Эту возможность мы активно используем. Например, на I квартал ПОФР были доведены на сумму 45,5 млрд. рублей, а распределено по получателям 46,2 млрд. рублей, или на 0,7 млрд. рублей больше. На апрель доведено 23,3 млрд. рублей, а распределено 24,4 млрд. рублей - на 1,1 млрд. рублей больше. На май доведено 33,1 млрд. рублей, а распределено 34,8 млрд. рублей - на 1,7 млрд. рублей больше.

Финансово-экономическое управление внимательно следит за потребностями в ПОФР и делает все зависящее, чтобы в максимальной степени удовлетворить все потребности. Но нужно учитывать, что с учетом сроков представления информации учреждениями достаточно четкое понимание о свободных средствах, которые можно перераспределить между получателями средств, появляется только в третьей декаде месяца.

Убедительная просьба к руководителям ФКУ: оперативно информировать нас о возникающих свободных ПОФР. В случае возникновения обоснованной дополнительной потребности в средствах, направляйте информационные заявки на перераспределение ПОФР не позднее 20 числа текущего месяца.

Другое новшество, вызывающее много вопросов - переход на составление бюджетных смет в «Электронном бюджете». До недавнего времени бюджетные сметы формировались и представлялись в ручном режиме на бумаге. Это позволяло решать проблемы «косяков», неточностей, недоговоренностей в сметах путем переговоров и представления пояснений, внесения исправлений в рабочем порядке.

Переход на «Электронный бюджет» эти возможности перекрывает. Некорректно составленный проект сметы отклоняется, процесс представления сметы нужно начинать сначала. С учетом жестких сроков утверждения бюджетных смет, невозможности начать размещение госзаказа без наличия утвержденной сметы и плана-графика закупок каждая ошибка или некорректность составления сметы проводит к задержке заключения контрактов, повышает риск невыполнения программ работ.

В текущем году с большим трудом и «на нервах» компания по утверждению бюджетных смет и планов-графиков закупок завершена.

Но уже идет разработка проекта бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 – 2021 годов. Росавтодор 28 мая 2018 года (письмо № 04-28/19785) довел до ФКУ письмо Минфина России от 24 мая 2018 года (№ 21-05-08/35063) с информацией о необходимости составления получателями бюджетных средств обоснований и расчетов плановых сметных показателей и проектов бюджетных смет в рамках проекта федерального бюджета в подсистеме «Бюджетное планирование» системы «Электронный бюджет». Государственные заказчики в этой же системе должны формировать проекты планов закупок. 29 и 30 мая Минфином России проведены вебинары на тему: «Особенности формирования проекта бюджетных смет казенными учреждениями в подсистеме «Бюджетное планирование». В письме Минфина России указано, что формировать проекты бюджетных смет и проекты планов закупок на 2019 - 2021 годы можно уже с 29 мая сего года. Сегодня 14 июня, многие ли ФКУ разобрались, как работать в этой подсистеме?

26 июня Минтрансом России будет доведено до Росавтодора распределение базовых бюджетных ассигнований федерального бюджета на 2019-2021 годы. В тот же день мы планируем довести до ФКУ предельные показатели проектов бюджетных смет через подсистему «Бюджетное планирование». Управления Росавтодора также доведут проекты заданий по своим направлениям расходования средств. В соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации графиком разработки проекта федерального бюджета на 2019 - 2021 годы Росавтодор должен направить в Минтранс России Реестр расходных расписаний 13 июля 2018года. Этот Реестр формируется на основе проектов бюджетных смет ФКУ. Подготовлен проект поручения Росавтодора, по которому срок представления учреждениями в Росавтодор в подсистеме «Бюджетное планирование» проектов бюджетных смет и проектов планов закупок на 2019 - 2021 годы, актуализированных с учетом  предельных показателей и проектов заданий по направлениям расходования, установлен 5 июля 2018 г.

Прошу руководителей ФКУ принять эту информацию к руководству. Сорвать сроки подготовки закона о федеральном бюджете нельзя!

Крупные новации на уровне реформирования проходят в сфере  бюджетного бухгалтерского учета и отчетности. Минфином 18 апреля 2018 г. (приказ № 83н) утверждена программа разработки федеральных стандартов бухгалтерского учета на 2018 - 2020 годы. Она предусматривает разработку 28 стандартов для организаций государственного сектора. В соответствии с ранее действовавшей программой 5 стандартов вступили в силу с 1 января 2018 года.

Эти стандарты предусматривают существенное расширение задач учреждений в разработке новой учетной политики в увязке с системой управления, переобучением кадров, изменением функций работников. Предусмотрен переход к многовариантности в правилах учета и необходимости принятия обоснованного наилучшего варианта исходя из условий деятельности организации и возможных последствий его применения. Обоснование такого принятого варианта должно включать в себя меры по удовлетворению потребностей заинтересованных пользователей, связанных с деятельностью организации.

Минфином разработана новая редакция Указаний о порядке применения бюджетной классификации, предусматривающая ее существенное изменение. Например, в отдельный документ выделены положения о порядке применения КОСГУ.

При внедрении в текущем году новых стандартов и переходе на применение новых КОСГУ федеральным казенным учреждениям как  субъектам учета придется актуализировать свою Учетную политику, сформировать входящие остатки на 1 января 2018 года с учетом изменений в План счетов учета, в порядок применения бюджетной классификации, в термины и определения, в порядок учета фактов хозяйственной деятельности.

Необходимо также провести комиссионную инвентаризацию нефинансовых активов. В ходе этой инвентаризации должны быть определены статус объектов учета, их целевая функция с учетом норм и требований новых федеральных стандартов.

За I квартал учреждения сдавали уменьшенный состав бухгалтерской отчетности, из которой были исключены формы по показателям дебиторской и кредиторской задолженностей, а также бюджетных и денежных обязательств. Это была временная мера, связанная с необходимостью переклассификации активов и обязательств на основании инвентаризации, о которой я говорила. Вместе с тем за 2 квартал ФКУ, как субъектами учета, и Росавтодором должен быть  составлен полный комплект отчетных форм, учитывающий все нововведения стандартов.

Перечисленные и другие изменения, внесенные в систему бухгалтерского учета и отчетности приводят к существенному увеличению объема работы бухгалтерских и финансовых служб в ФКУ, повышению ответственности руководителей. В то же время в рамках оптимизации структур во многих учреждениях оказались ликвидированными планово-экономические отделы, их функции, в том числе в части планирования и контроля возложены на сотрудников бухгалтерий. Прошу руководителей ФКУ еще раз проанализировать задачи своего учреждения в сфере экономики и бухгалтерского учета в свете новых федеральных стандартов. Возможно окажется необходимым уточнить функции бухгалтерских служб, характер их взаимодействия с другими функциональными подразделениями в новых условиях.

Еще один важный аспект в части новшеств это особенности авансирования и заключения контрактов.

Положение о мерах по обеспечению исполнения федерального бюджета, утвержденное на 2018 год постановлением от 9 декабря 2017 года (№ 1496) во-многом повторяет положения предшествующего Положения. Вместе с тем в нем установлены правила о предельном сроке для принятия бюджетных обязательств и заключения контрактов, а также об авансировании. Оговорено, что Положение не распространяется на государственные контракты, условиями которых предусмотрено осуществление казначейского сопровождения средств.

По-прежнему в любом контракте, кроме отдельных видов услуг типа услуг связи, подписки на печатные издания, на которые предусмотрена стопроцентная предоплата, можно предусматривать условие об авансировании в размере до 30% от суммы контракта. Не допускается выплата авансов на последнем этапе исполнения контракта. Как и раньше, нельзя платить авансы при закупке товаров и услуг из перечня, утвержденного Правительством.

Установлены временные рамки для заключения контрактов. Предельный срок заключения контрактов установлен не позднее 1 октября или последнего рабочего дня до этой даты. Из этого правила есть исключения. Так, можно принять бюджетное обязательство, если до указанной даты в ЕИС размещено извещение о закупке, или поставщику направлен проект контракта.

Также разрешается закупить любые товары, работы, услуги на сумму не больше 10% от оставшихся у заказчика денежных средств. Чтобы эти закупки были возможны, нужно не позднее 6 октября направить в территориальный орган Казначейства информацию о бюджетных обязательствах.

Прошу руководителей ФКУ еще раз обратить внимание на соблюдение условий контрактования и сроков заключения контрактов, на соблюдение установленных законодательством положений об авансировании.

Перечисленные положения важны не только для обеспечения деятельности ФКУ и Росавтодора. Они находятся под неусыпным контролем контрольных служб. На них обращается первоочередное внимание при проверках, давление которых постоянно испытывают все присутствующие. Вместе с тем судя по тому вниманию, которое уделяется руководством страны к совершенствованию законодательства и практике контрольно-надзорной деятельности, нет оснований полагать, что количество и строгость контроля уменьшится.  

За 6 месяцев 2018 года различными уполномоченными организациями в сфере ведения Росавтодора проведено 227 проверок, из которых Федеральным Казначейством и его территориальными органами, Счетной палатой Российской Федерации – 36 проверок. Для сравнения за весь 2017 год таких проверок было 17 штук. В ФКУ из этих проверок проведено 33 контрольных мероприятия по различным направлениям деятельности.

Проверки завершены в 10 подведомственных учреждениях (ФКУ «Волго-Вятскуправтодор», ФКУ «Дальуправтодор», ФКУ «Росдортехнология», ФКУ «Дороги России», ФКУ Упрдор «Енисей»,  ФКУ Упрдор «Южный Урал», ФКУ Упрдор Москва-Нижний Новгород, ФКУ Упрдор «Кавказ», ФКУ «Росдормониторинг», ФКУ Упрдор «Лена»).

Нарушения не выявлены только в 3 учреждениях: Упрдор «Енисей», Упрдор «Кавказ», Упрдор «Лена».

Основными нарушениями, выявленными при проверках в сфере экономики, были нарушения порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет в части задержки их составления и утверждения до 140 дней (ФКУ «Сибуправтодор» и другие).

Сведения о бюджетных обязательствах формировались и ставились на учет позже установленного срока (ФКУ «Дороги России», ФКУ «Росдотехнология» ФКУ «Сибуправтодор»).

Проверками отмечено отсутствие отражения на забалансовом учете банковских гарантий (ФКУ «Дороги России», ФКУ «Росдортехнология», ФКУ «Росдормониторинг»). Это проверяющими трактуется как искажение показателей бухгалтерской отчетности.

К нарушениям отнесены также отсутствие постановки на учет временных (титульных) зданий и сооружений в составе основных средств (ФКУ «Сибуправтодор»).

К неэффективности и безрезультативности использования бюджетных средств проверками отнесены факты оплаты отдельных этапов контрактов с дальнейшим их прекращением (ФКУ «Дороги России»).

К нарушениям Федерального закона № 44-ФЗ отнесены отсутствие в контракте фиксированной суммы штрафов, а также требований об уплате неустоек, пеней за просрочку исполнения обязательств (ФКУ Упрдор «Южный Урал», ФКУ «Волго-Вятскуправтодор»,  ФКУ Упрдор Москва-Нижний Новгород), утверждение плана закупок до доведения до заказчика лимитов бюджетных обязательств.

Выявлены случаи оплаты невыполненных работ и оплаты работ после окончания действия государственного контракта (ФКУ Упрдор Москва-Нижний Новгород), а также нарушения сроков исполнения обязательств по оплате этапов выполненных работ (ФКУ «Росдормониторинг»).

Отдельным вопросом, актуальным для многих учреждений, является расцененное Счетной палатой Российской Федерации как использование бюджетных средств, не предусмотренное бюджетной сметой, на оплату расходов на повышение квалификации и профессиональную переподготовку работников по подразделу 0409 «Дорожное хозяйство (дорожные фонды)» при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств по подразделу 0705 «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации». Наши попытки убедить проверяющих, что такая оплата переподготовки кадров велась по темам, связанным с транспортной безопасностью и исполнением Федерального закона № 44-ФЗ, которые необходимы для эффективного осуществления дорожной деятельности, оказались безрезультатными. Для того, чтобы узаконить оплату повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников за счет средств дорожного фонда, нами была сделана попытка внести соответствующие изменения в бюджетную классификацию. Минтранс России не поддержал наше предложение. В настоящее время нами предложено внести необходимое изменение в Правила формирования и использования бюджетных ассигнований Федерального дорожного фонда. Это предложение поддержано Минтрансом России и сейчас рассматривается Минфином России. До принятия решения по нашим предложениям единственной формой профессиональной переподготовки или повышения квалификации сотрудников федеральных казенных учреждений является проведение семинаров. Весь вопрос в легитимности сертификатов, которые могут быть выданы в этом случае.

Важным с нашей точки зрения является замечание Счетной палаты Российской Федерации о разночтениях в представляемых ФКУ сведениях федеральной статистической отчетности. Так, в форме 1-ФД о результатах использования средств Федерального дорожного фонда сведения о протяженности введенных в эксплуатацию автодорог и линий искусственного электроосвещения отличались от аналогичного показателя в форме № 1-ДГ. Есть разночтения по объемам ремонтных работ. Росавтодором подготовлены и направлены в Минтранс России предложения по совершенствованию статистической формы 1-ФД, содержащие расширенные указания по ее применению. После принятия формы многие вопросы будут сняты. Тем не менее, убедительная просьба еще раз проанализировать акты проведенных проверок, поставить на контроль устранение выявленных недостатков. Еще раз рассмотрите вопрос о подготовке в Вашем учреждении статистической отчетности и о взаимодействии работников, которые занимаются различными формами статистики. Ясно, что в разных формах аналогичные показатели могут определяться и уточняться разными людьми в разное время. Но эти люди должны в обязательном порядке обмениваться информацией, своевременно уточнять ее. Вы знаете, что специалисты Дорог России, занимающиеся статистикой, всегда открыты для обсуждения, есть механизмы корректировки статистической отчетности. Просто не надо ждать, пока анализ нестыковок проведет какой либо контрольный орган.

И еще одна просьба. Вовремя вносите информацию по результатам проверок на портале WWW.bus.gov.ru.

Существенные новшества в финансово-экономической деятельности касаются оказания через Росавтодор поддержки дорожного хозяйства регионов. С 2018 года все соглашения по предоставлении трансфертов из федерального бюджета заключаются в электронном виде по типовым формам, утвержденным Минфином. Это вызывало со стороны администраций субъектов Российской Федерации много вопросов, на которые даже у инициаторов Электронного бюджета ответов не было. Совместно специалистам Росавтодора и Минфина большую часть вопросов удалось снять. Основная часть соглашений о предоставлении трансфертов была заключена в установленные существенно сокращенные по сравнению в прошлым периодом сроки – до 15 февраля, а по приоритетному проекту БКД – до 9 февраля.

В соответствии с приказом Росавтодора от 20 апреля 2017 г. № 774 все городские агломерации, участвующие в реализации приоритетного проекта «Безопасные и качественные дороги», закреплены за ФКУ при координации и активном участии «Росдортехнологии». Оценка активности ФКУ и вклада в реализацию БКД конкретных учреждений рассматривалась на итоговой коллегии Росавтодора и специальных совещаниях. Хочу только добавить, что в 2018 году исполнение приказа Росавтодора продолжается в направлении участия ФКУ в согласовании региональных программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских агломераций, их реализации в части федеральных автодорог, проведения выборочных выездных проверок целевого использования бюджетных средств и достижения заданных результатов.

Следует отметить большую работу ФКУ «Росдортехнология» в оказании поддержки дорожного хозяйства регионов. В соответствии с  утвержденным графиком в 2017 году в сфере деятельности субъектов Российской Федерации, осуществляемой по соглашениям с Росавтодором о предоставлении субсидий и иных межбюджетных трансфертов, были проведены проверки в 61 субъекте Российской Федерации. На 2018 год запланировано проведение проверок в 63 регионах. 28 плановых и 8 внеплановых проверок уже проведены.

Продолжается в 2018 году и участие ФКУ в работе комиссий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций регионального характера.

В последующий период роль Росавтодора в предоставлении федеральной помощи регионам будет нарастать.

В Послании Президента Российской Федерации от 1 марта 2018 года и Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» акцент сделан на улучшении состояния региональных и местных дорог. Разрабатывается национальный проект по созданию сети безопасных и качественных автомобильных дорог. Предусмотрены задачи по существенному увеличению по сравнению с 2017 годом доли региональных дорог, соответствующих нормативным требованиям (не менее чем до 50 %), снижение доли региональных дорог, работающих в режиме перегрузки  (на 10 процентов), снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (в 2 раза), снижение смертности в результате ДТП (в 3,5 раза), завершение реализации БКД и распространение этого проекта на меньшие городские агломерации. В рамках предусмотренного Указом комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры намечено реализовать программы строительства автодорожных обходов крупных городов, автодорожных мостов, путепроводов через железные дороги.

В настоящее время этот национальный проект и комплексный план формируются. Формируется также качественно новая структура управления проектами, включающая в себя проектные офисы от Правительства Российской Федерации и Минтранса России до Росавтодора и ФКУ. И, видимо, роль Росавтодора и ФКУ в реализации поставленных задач будет немалой.

Подводя итог сказанному, можно сказать, что за прошедший период года сделано достаточно много, наделаны и ошибки. Но впереди решение больших задач. Успехов нам всем!

— Разместил/а Минина Ирина 22 июня 2018, 11:26, отредактировано 22 июня 2018, 11:44